Страничка учителя-дефектолога

График работы
учителя-дефектолога
пункта коррекционно- педагогической помощи
ЛОМОНОСОВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА

Дни неделиВремя
Понедельник8:45 – 12:45
Вторник8:45 — 12:45
Среда8:45 – 12:45
Четверг8:45 – 12:45
Пятница8:45 – 12:45
Консультация для законных представителей воспитанников
2-ый вторник месяца — 13.15-13.45

Вопросы и ответы о работе учителя-дефектолога

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи- это форма организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи

Что делает учитель-дефектолог?

Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя ребенка.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
 

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут на занятия в ПКПП? 
В ПКПП зачисляются дети с несложными (по сравнению с заключениями для логопедических садов) речевыми нарушениями. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: 
— нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
— нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
— нарушения звукопроизношения, обусловленные нарушенным мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
— заикание (лёгкая степень);
— НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуальные— 1-2 раза в неделю в зависимости от заключения. 
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. 
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет учитель-дефектолог в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Нужно ли делать задания учителя-дефектолога и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители могут помочь в  формировании правильного отношения к речевому нарушению у ребенка:
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родителям рекомендуется научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родителям необходимо уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от учителя-дефектолога, необходимо отработать, т.е. родители с ребенком, дома, в форме игры, закрепляют пройденный материал добиваясь правильного и четкого выполнения  ребенком задания, даже путем заучивания.


УЧИТЬ СТИХИ- ЛЕГКО!

УЧИТЬ СТИХИ- ЛЕГКО!

Каждый из родителей понимает, что учить стихи с детьми необходимо Это отлично развивает память, расширяет кругозор, отлично подходит для автоматизации в речи нового звука, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка.

Одни дети лучше запоминают стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность.

Независимо от методов заучивания стихотворений, следует соблюдать основные правила.

Как учить стихотворение?

Первый этап  

Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Второй этап

С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап

Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай.

Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе. 

После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.

 Четвертый этап

Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.

«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке.

Пятый этап

Через некоторое время или на следующий день повторить еще  раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»

Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?

Объем.

Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья.

Для старших дошкольников — 3-5 четверостиший.

Значимость.

Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза.

Только в семь-восемь лет мы  будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Время.

Уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.

Ритмичность.

Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.

Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

Повторяемость.

Логопеды советуют читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и сказок.

Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.     

Эмоциональность.

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного     заучивания, которое невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» 

Соответствие темпераменту.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно  двигаться. Деткам спокойным — размеренные, плавные. 

Иллюстрации.

Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией Желаем Вам успехов!


ИГРАЕМ, ВМЕСТЕ!

« Игры для  развития  речи  по дороге  в  детский  сад»

 Что из чего состоит?   Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

Кто кем был раньше?   Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.

Что общего?   Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.

Что произойдет, если…   Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.

Один – много.   Стоит стул, а стоят…стулья; летит воробей, а летят… воробьи; идет человек, а идут… люди и др.

Назови ласково.   Кот – котик, дом – домик, лиса – лисичка, лисонька, дерево – деревце.

Я знаю пять имен.   Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена, но и названия животных, цветов, предметов посуды, мебели и т.д.

Обобщаем.   Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда.  Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).

Антонимы.   Попросите ребенка сказать наоборот:  высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый, быстро – медленно, поднять – опустить и т.д.

Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом.  Например:  стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.

Консервируем.   Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова со звуком М (машина, моль, морковь, магазин, мороженое;  затем слова со звуком Мь  (мишка, мешок, мир)

Что лишнее?   Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.

Я вижу что-то…   Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться: кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.

Загадываем слово.   Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать, что это. Пример: Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняетесь местами.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

 Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Не забывайте почаще хвалить малыша! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводите артикуляционную гимнастику лучше всего в виде игры,  сказки «Веселый Язычок». После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.  Далее Вы можете познакомиться с некоторыми упражнениями артикуляционной гимнастики, которые помогут Вашему ребенку подготовить артикуляционный аппарат к своевременному и правильному произношению звуков.

Желаем успехов!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ

Окошкошироко открыть рот — «жарко»закрыть рот — «холодно»http://www.ourbaby.ru/files/tru1-1.jpg
Чистим зубкиулыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубыhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-2.jpg
Месим тестоулыбнутьсяпошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-3.jpg
Чашечкаулыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-4.jpg
Дудочкас напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)удерживать 5-10 секhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-5.jpg
Заборчикулыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, удерживать 5-10 сек.http://www.ourbaby.ru/files/tru1-6.jpg
Маляргубы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить («покрасить») нёбоhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-7.jpg
Грибочекулыбнутьсяпоцокатъ языком, будто едешь на лошадкеприсосать широкий язык к нёбуhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-8.jpg
Кискагубы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубыhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-9.jpg
Поймаем мышкугубы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-10.jpg
Лошадкавытянуть губыприоткрыть ротпоцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-11.jpg
Пароход гудитгубы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»http://www.ourbaby.ru/files/tru1-12.jpg
Слоник пьётвытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»»набирать водичку», слегка при этом причмокиваяhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-13.jpg
Индюки болтаютязыком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»http://www.ourbaby.ru/files/tru1-14.jpg
Орешкирот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щёкина щеках образуются твердые шарики — «орешки»http://www.ourbaby.ru/files/tru1-15.jpg
Качелиулыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубыhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-16.jpg
Часикиулыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другойhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-17.jpg
Блинчикулыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губуhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-18.jpg
Вкусное вареньеулыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губуhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-19.jpg
Шарикнадуть щекисдуть щекиhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-20.jpg
Гармошкаулыбнутьсясделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-21.jpg
Барабанщикулыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»http://www.ourbaby.ru/files/tru1-22.jpg
Парашютикна кончик носа положить ваткушироким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверхhttp://www.ourbaby.ru/files/tru1-23.jpg
Загнать мяч в ворота«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)http://www.ourbaby.ru/files/tru1-24.jpg

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА»

Для того, чтобы эффект применения игр в домашних условиях был наилучшим, следует играть в них, учитывая «Золотые правила».

 Начинайте работу и завершайте её только при хорошем настроении у ребёнка и у взрослого.

Следите за тем, чтобы у игроков было хорошее освещение рабочего места и идеально ровная спина.

Соблюдайте временные границы при выполнении домашнего задания: (занимайтесь по возможности в одно и тоже время, но не позже 20.30, желательно не менее 2 раз в день; занятия должны длиться не более 15 — 20 мин. за один раз. Между занятиями обязательны перерывы не менее 15 мин).

Начинайте работу с повторения изученного на предыдущем занятии.

Работу всегда завершайте одобрением успехов ребёнка. Хвалите не ребёнка, а его старание, если оно было, а если его не было, то выражайте надежду на то, что оно появится в следующий раз.

Сравнивайте достижения ребёнка с его же достижениями в прошлом, а не с чьими-то.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!

Уважаемые родители!

Каждый из Вас заинтересован, чтобы речь вашего ребенка была правильной и красивой.

Но ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить. Часто дети недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Происходит это потому, что подвижность   артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней части челюсти) ещё недостаточна, и это затрудняет усвоение многих звуков. Ребёнок заменяет «трудные» звуки более «лёгкими» для произнесения: Р на Л (рыба – лыба), шипящие и твёрдые свистящие – мягкими свистящими звуками (шуба – сюба, жук – зюк, санки – сянки), нередко встречается общая смягчённость речи. Ошибки и замены произнесения звуков очень разнообразны. Однако уже в раннем возрасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки: гласные – а, у , и, о,  согласные – м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.

Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она поможет вашему ребёнку быстрее научиться правильно произносить сложные звуки. В дальнейшем упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Комплекс артикуляционной гимнастики

1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
3. Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» — «Хоботок».
4. Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. Крылечко
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
6. Иголочка
 Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7. Крылечко-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Крылечко» и «Иголочка».
8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
9. Качели
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
10. Лошадка
 Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Как выполнять упражнения артикуляционной гимнастики?


 Упражнения выполняются от простого к сложному.
 Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
 На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
10-15 раз.
 Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
 Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.

Артикуляционная гимнастика должна проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку.


Развиваем правильную речь

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся игры:

на развитие мелкой моторики,

на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

на формирование лексико-грамматических категорий,

артикуляционная гимнастика (лучше 2-3 раза в день).

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха — во второй половине дня.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

 «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно.  Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. У каждой недели должна быть своя лексическая тема («Игрушки», «Весна» и т. д.). Все игры подбираются соответственно ей. Вы  должны подбирать тему в соответствии с тем временем года, когда начнете занятия. Глупо говорить с ребенком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии.

Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребенка, вы захотите прочесть что-нибудь о речевых нарушениях и способах их преодоления.