Ребенок на улицах города

Если я в общественном месте

Предупреждён — значит вооружён. Ребёнок, вооружённый знаниями о безопасном поведении на улице и привитыми ему родителями привычками, защищён от многих неприятностей, несчастных случаев и травм.

Взрослые часто лишены возможности повсюду сопровождать своих чад. Правила безопасного поведения в общественных местах снижают риск возникновения опасных моментов в жизни ребёнка.

Выходя за пределы собственной квартиры, человек оказывается среди незнакомых, чужих людей. Пространство в городе, предназначенное для общего пользования, является общественным местом.

Очень важно! Проводя с детьми инструктаж, необходимо освещать в нём не только правила детской безопасности, но и донести до ребёнка, что он не должен мешать находящимся рядом людям.

Как вести себя в общественных местах:

  • Нельзя кричать, свистеть, громко разговаривать, произносить неприличные, оскорбительные слова;
  • Можно бегать, играть в активные игры только в специально предназначенных для этого местах;
  • Нельзя толкаться, делать резкие движения в местах скопления людей;
  • Можно кататься на велосипедах, роликах, самокатах только по специальным дорожкам или пешеходной части улицы, не мешая общему потоку людей;
  • Нельзя наносить порчу и вред окружающей обстановке (писать на стенах, ломать дворово-парковые постройки и т. п.), оставлять после себя мусор.

Нельзя забывать! Дети во многом копируют привычки родителей. Личный пример достойного поведения в разы эффективнее, чем нотации и запугивания.

Правила поведения на улице

Не стать жертвой несчастного случая помогают правила безопасности поведения. О том, чтобы ребёнок умел ими пользоваться, должны позаботиться родители.

Безопасность на улице

Среди прочих тем необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

  • ПДД.
  • Как вести себя, если потерялся.
  • Разговор с незнакомцем в лифте.
  • Гололёд в зимний период.
  • Весна и зима — травмоопасное время года.

Безопасность в транспорте

Многим детям приходится часть дороги домой проделывать в транспорте. Родителям можно составить небольшую памятку для своих отпрысков:

  • Названия остановок.
  • Номера маршрутов и виды транспорта.
  • Расписание .

Поведение в метро

Здесь дети должны строго следовать установленному порядку:

  • Иметь проездной документ;
  • Понимать, каким образом осуществляется проход через турникет;
  • Не бегать по эскалатору;
  • Не заходить за черту на платформе ожидания;
  • Не пытаться протиснуться в закрывающиеся двери вагона.

Полезно! Показать ребёнку местонахождение устройства связи с машинистом в вагоне.

Правила поведения в наземном транспорте

В автобусах и маршрутках надо занять удобное положение и иметь надёжную опору, которая не позволит упасть во время толчков транспорта. Нельзя спать, чтобы не проехать нужную остановку.

Совет! Пробираясь к свободному месту, лучше снять со спины детский рюкзак, чтобы никого им не задеть.

Порядок в учреждениях

Общепринятые нормы порядка помогают чувствовать себя уверенно даже при скоплении людей: в магазинах, кафе, спортцентрах и т. д.

Важно! Дети должны уметь находить в общественных местах служащих и работников в униформе, к которым можно обратиться за помощью.

Безопасность детей на улице

Прогулка с родителями

Семейные прогулки лучше всяких лекций учат правилам поведения детей на улице. Во время перевода через дорогу малыш крепко держится за руку взрослых. Глядя на самых главных в его жизни людей, он изучает правила уличного этикета.

Правила поведения на тротуаре

Гуляя на тротуаре, ребёнок должен помнить о близости проезжей части, не начинать играть с мячом, в салки или другие игры, которые могут заставить его выскочить посреди дороги.

Правильное поведение среди большого скопления людей

Родители должны понятным языком объяснить своему чаду, что лучше всего избегать прогулок в толпе. Если это неизбежность, то надо знать следующее:

Поведение в толпе

В толпе важно придерживаться следующих правил:

  • Держаться к краю;
  • Не идти против течения;
  • Не поднимать случайно оброненные предметы.

Что делать, если ребенок потерялся в толпе

Обсудить такую возможность надо заранее, это поможет справиться с волнением.

Совет!  Желательно предварительно подключить телефонную услугу «Местоположение ребёнка» и снабдить малыша телефоном. Также подойдет и GPS маячок в виде брелков и браслетов. Также лучше положить в карман ребёнка листок с информацией о нём.

Три правила безопасности

Существует три главных правила безопасности, которые должен знать каждый ребенок:

  • Никогда не общаться с незнакомцами.
  • Всегда соблюдать правила уличного движения.
  • Не стесняться подойти за помощью к полицейскому или человеку в униформе.

Окружить заботой — это значит научить растущего малыша правильно действовать в повседневных жизненных ситуациях. Важно в первую очередь на своем примере показывать малышу, как правильно себя вести.

Мы берем с собой малышей в супермаркеты и музеи, ездим с ними в зоопарки и парки аттракционов, перемещаемся на общественном транспорте. 

Все мы сталкивались с грустной картиной – карапуз с громким криком убегает от растерянной мамы, исчезая в многолюдной толпе торгового центра или метрополитена. Многие в эту минуту думают с облегчением: «Хорошо, что это не мой малыш». Но даже самый послушный пай-мальчик может потерять маму из виду – знает ли он, что делать? И знаете ли вы, как поступить?

С малышами младше четырех лет существует только одно эффективное средство профилактики потерь и побегов — в людных местах ни на минуту не отпускать от себя. Особо шустрым детишкам полезно цеплять на одежду брелок с функцией поиска предметов или класть в кармашек детский мобильник – это увеличивает шанс быстро отыскать шалуна. И, конечно же, во внутреннем кармане курточки у ребенка должна лежать записочка с ФИО родителей и телефоном.

С более старшими детьми время от времени играйте в игру «я на улице» с вариациями «я в метро», «я в зоопарке», «я перехожу дорогу». И обсуждайте – что делать, если отбился от взрослых. Правила для потеряшек довольно просты, но вы обязаны рассказать их ребенку.

Правила для ребёнка:

1. Если ты потерялся в незнакомом месте – стой так, чтобы тебя было видно, никуда не ходи и не бегай. Мама придет и тебя отыщет.

2. Если ты сел в автобус, метро, лифт, а взрослый не успел зайти – выходи на следующей остановке и жди; если взрослый уехал, а ты остался – отойди от края платформы (в метро), и стой на месте.

3. Если взрослый уехал на эскалаторе вверх или вниз, стой у выхода – детям одним на эскалатор нельзя.

4. Если у тебя есть телефон – позвони папе и маме, скажи, где ты.

5. В торговом центре, супермаркете, зоопарке, на вокзале и т.д. можно договориться с мамой и папой, где вы встречаетесь, если вдруг заблудитесь или разминетесь – например, у первой кассы.

6. Постарайся не плакать и не суетиться, чтобы не привлечь внимание нехороших людей.

7. Если тебе нужна помощь, обратись к человеку в форме полицейского, сотруднику метрополитена или торгового центра, к прилично одетой маме с детьми или пожилой женщине. Никому, кроме людей в форме, не говори адреса и телефонов родителей. В крайнем случае, сам набери номер.

8. Никуда не ходи с чужими, не садись к ним в машины. Если это хорошие люди, и они хотят тебе помочь, они дадут телефон, чтобы позвонить родителям. 9. Если ты точно уверен, как добираться домой, и это недалеко, можешь ждать маму у подъезда – вдруг там встретится кто-то знакомый, кто сможет связаться с ней.

На дороге

Дорогие ребята! Чтобы не попасть в беду, не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия и не причинить боли своим родителям выполняйте следующие рекомендации: 

        1. Идя в детский сад или просто гуляя по улице, обходите стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит вас.

       2. Никогда не переходите улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин. Лучше переходите в специальных местах для перехода – так безопаснее.

       3. Если там, где вам нужно перейти улицу, нет светофора, то внимательно посмотрите в обе стороны, чтобы убедиться, что поблизости нет машин, и только потом переходите.

       4. Если вам страшно переходить улицу, попросите кого-нибудь из взрослых перевести вас или же дождитесь, пока взрослый будет переходить улицу, и идите с ним рядом.

       5. Будьте особенно осторожны при переходе улицы, когда в глаза светит солнце. Яркий солнечный свет слепит глаза, и вы можете не увидеть приближающуюся машину. 

        6. Не выбегайте на проезжую часть за мячом или другой игрушкой: вы рискуете не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

       7. На автобусной остановке не переходите дорогу впереди автобуса, автомашины, а переходите за автомобилем, убедившись в безопасности.

        8. Не берите пример с взрослых, которые нарушают Правила. Если вы видите, что кто-то, нарушая порядок, переходит дорогу в неположенном месте, — не следуйте его примеру. Оглянитесь – где-то неподалеку есть пешеходный переход.

        9. Попросите своих родителей купить для вас специальные свевозвращающие значки, кулончики, наклейки и прикрепите их на одежду. 

Избежать серьезных опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания
и обучения ребёнка. Важно знать, что могут сами дети:
НАЧИНАЯ с 3-4 лет: ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на
месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина
может остановиться мгновенно.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного
движения.
— Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
— Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

— Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
— Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком
«Пешеходный переход»;.
— Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном
случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
— Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой
скоростью и т.д.
— Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно
дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
— Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


НАЧИНАЯ с 6 лет
— ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он
видит примерно две трети того, что видят взрослые;
— большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или
спортивная машина;
— они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от
незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их
внимание.


ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет
— дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет
— дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
— они уже наполовину опытные пешеходы;
— они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно
учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
— они могут определить, откуда доносится шум;
— они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и
временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он
находится;
— они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть,
вновь вернуться на тротуар;
— но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного
движения.
— Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
— Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
— Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
— Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком
— Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном
случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
— Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой
скоростью и т.д.

— Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно
дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
— Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.
Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно
каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия,
находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно
соблюдать следующие правила:
· Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом
автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически
выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
· Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в
автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно
безопасно выйти прямо на тротуар.
· Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания.
Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не
обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их
ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного
движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
· Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо
двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают
вам все нервы.
· Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная
дорога, велосипед или ходьба пешком.


ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ


Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет — твой первый друг —
Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг —
Нет пути дороги.
Жёлтый свет — твой друг второй
Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей
Прими и выполни их в срок.
Загорелся красный свет —
Пешеходу хода нет!
СВЕТОФОР.
Стоп, машина!

Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофёр!
Красный глаз
Глядит в упор —
Это строгий
Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Дальше ехать
Не пускает…
Обождал шофёр
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал
Зелёный глаз,
Подмигнул
И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»


«ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР»
Дорогу, перекрёсток на пути
Светофор поможет перейти
С человечком красным – Стой!
Двигайся с зелёным по прямой.
«Светофор».
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
«Непослушный пешеход».
Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.
Иногда через дорогу
Пешеходов очень много
Скачет, ходит, пролетает,
Пробегает, проползает.
Мама ежика учила,
Мама пальчиком грозила:
— Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!
Если желтый – просто жди,
На зеленый – проходи!
Непослушный пешеход
Сделал все наоборот!
Ежик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!
Завизжали тормоза,
И зажмурил еж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:
— Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка быстро марш в кусты!
Дам тебе я, еж, совет:
Не ходи на красный свет!
Еж тихонько пропыхтел:
— Извините, не хотел.
Рассказал нам светофор:
Еж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!


 
ЧТОБ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
НАДО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ!

1.        ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ НУЖНО ТОЛЬКО НА ЗЕЛЁНЫЙ СИГНАЛ
СВЕТОФОРА!
2.        ИГРА ВБЛИЗИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ОПАСНА!
3.        ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЛИЦЫ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ОБХОДИТЕ
ТРАМВАЙ СПЕРЕДИ, АВТОБУС И ТРОЛЛЕЙБУС СЗАДИ.
4.        ПЕРЕХОДИТЕ УЛИЦУ ТОЛЬКО В МЕСТАХ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ
ПЕРЕХОДА.

Игровая площадка

Турники, шведские стенки, лестницы Всегда будьте рядом, когда малыш на них взбирается, чтобы не упал и не получил травму. Песочница Это, конечно, самое безопасное место на детской площадке. Но и здесь есть правила, которые необходимо соблюдать. Проверьте, чтобы в песочнице не было стекол, обломков древесины, колющих и режущих предметов. Учите малышей играть с песком аккуратно. Не бросать его вверх, не сыпать на голову другому ребенку. Хотя это очень часто бывает. Не брать песок в рот. Когда дети играют и лепят из песка куличи и пасхи, пусть едят их понарошку, а в рот не берут. Если соблюдать такие несложные правила безопасности на детской площадке, то прогулка получиться хорошая, ребенок получит удовольствие от игр и общения со сверстниками, а мамы будут спокойны за здоровье и безопасность своих малышей. 

Чтобы ребенок и родители чувствовали себя безопасно на детской площадке, давайте будем соблюдать правила безопасности и научим своих детей этим правилам. Если родители не доглядят за детьми или оборудование на детской площадке не отвечает требованиям, имеет плохое техническое состояние, ребенок может получить травмы.

Самые распространенные травмы , которые можно получить во время игры на детской площадке: 

  • ребенок может упасть с высоты; 
  • черепно-мозговые травмы из-за ударами качелями; 
  • ушибы; 
  • переломы; 
  • ссадины и занозы. 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ 

Самое главное это то, что детей нельзя оставлять одних без присмотра. Обязательно гулять с родителями. Ребенок до 7 лет не может сам контролировать уровень опасности. Заиграется и может получить травму. 

  • Прежде чем гулять с детьми на площадке, оцените ее техническое состояние и целостность металлических конструкций. Посмотрите хорошо, чтобы не было острых углов, обломков древесины, поломанных качелей. В песочнице не должно быть осколков стекол, палок. 
  • Если вы видите, что площадка не такая и безобидная для вашего малыша, лучше выбирайте другое место для игр. 
  • Гулять лучше на площадке, которая покрыта песком, а не асфальтом. Вероятность травм при падении детей будет меньше. 
  • Летом очень жарко. И металлические конструкции сильно нагреваются на солнце. Прежде чем сажать малыша на качели или горку, проверьте, чтобы она не была горячей. Иначе ребенок получит ожог. 
  • Когда вы идете гулять с ребенком, посмотрите, чтобы на нем не было обуви со скользкой подошвой, не надо надевать шлепанцы. Одежда должна быть свободной и не мешать движению малыша. Не забудьте надеть на голову малышу панамку, чтобы не было солнечного удара. И помните о правилах загара. 

ЗОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ 

Карусель 

Крутящаяся карусель очень опасна для детей. Если все же ребенок захотел покружиться на карусели, пусть крепко держится за ручки, нельзя спрыгивать с карусели, пока она не остановилась полностью. А другие дети не должны близко подходить к карусели, пока она вертится. Качели вообще очень опасны для малышей, если не соблюдать правила безопасности. Учите детей крепко держаться, не раскачиваться слишком сильно, чтобы не вылететь с качели, не бегать под качелями. Просто нарисуйте линию, за которую опасно заходить и объясните это ребенку. 

Горка 

Дети часто во время прогулок на детской площадке падают с горки, получают травмы. Наверху горки должно быть ограждение. Если его нет, не пускайте малыша на горку. Кататься  с горки малыши должны под присмотром взрослых. Прежде чем спускаться с горки, посмотрите, чтобы внизу никого не было. Как только малыш съехал с горки, отойдите в сторону, чтобы следующий ребенок не ударил его ногами. Также при подъеме на горку соблюдать очередность, не толкаться, не спешить. Учите этому своих детей обязательно! И проверяйте, чтобы горка не была раскаленной от солнца. 

Турники, шведские стенки, лестницы

Всегда будьте рядом, когда малыш на них взбирается, чтобы не упал и не получил травму. Песочница Это, конечно, самое безопасное место на детской площадке. Но и здесь есть правила, которые необходимо соблюдать. Проверьте, чтобы в песочнице не было стекол, обломков древесины, колющих и режущих предметов. Учите малышей играть с песком аккуратно. Не бросать его вверх, не сыпать на голову другому ребенку. Хотя это очень часто бывает. Не брать песок в рот. Когда дети играют и лепят из песка куличи и пасхи, пусть едят их понарошку, а в рот не берут. Если соблюдать такие несложные правила безопасности на детской площадке, то прогулка получиться хорошая, ребенок получит удовольствие от игр и общения со сверстниками, а мамы будут спокойны за здоровье и безопасность своих малышей. 

Вывод: безопасность малышей важнее всего, поэтому детей надо не только лелеять, но и учить быть очень внимательными, осторожными в разных ситуациях. Учить быть самостоятельными, не бояться двигаться вперед. Мы рассмотрели основные правила безопасности во время игр на детской площадке. Лето еще продолжается, гуляйте с детьми, набирайтесь сил, укрепляйте иммунитет ребенка, но и соблюдайте осторожность во время прогулок.

Если я потерялся

Это мгновение нельзя предсказать, оно, как несчастный случай, не предупреждает о своем приходе. Ребенок только что был здесь и вдруг потерялся, исчез. Подумав об этом, внезапно вздрагивают все родители. А те, кому довелось пережить такую беду, не забудут о случившемся никогда: все вспоминается, как ноги врастают в землю, взгляд цепляется за очертания предметов, а мысли путаются в нереальной системе координат. И только один шаг будет иметь смысл — взять себя в руки и немедленно начать поиски.

Растерянность и беспорядочные бесцельные движения вполне оправданны в данной ситуации, но дать волю чувствам — значит потерять драгоценное время. Родителям очень важно помнить, насколько они нужны потерявшемуся сыну или дочери, ведь от их своевременных, верных и скоординированных действий может зависеть судьба ребенка. Не нужно винить себя в случившемся, не тратьте время на поиски виноватых. Даже если за малышом кто-то недоглядел, вы во всем разберетесь позднее. Пока пропавший ребенок не вернется домой, все родные и близкие должны объединиться. Поддерживайте и успокаивайте друг друга — с бедой легче справиться сообща. Как никогда, нужны ребенку мама и папа. Даже если вы в разводе, сообщите о случившемся своей второй половине, чтобы отец или мать приняли участие в поисках. Правда в том, что в единый миг жизнь переменится, подчинится одной цели — найти и вернуть малыша.

Вы понимаете, что гораздо проще предупредить трагедию, чем потом судорожно пытаться исправить её. С детьми надо разбирать такие ситуации в форме игры, отрабатывать определённые навыки, и тогда вы будете уверены, что в случае беды, ребёнок сможет сориентироваться, и поступит правильно.

Рекомендации для родителей:

  1. Пришейте на изнанку одежды малыша бирку с его именем и вашим номером телефона или вложите в его карман записку с вашими данными. Это позволит нашедшему его человеку быстро найти ваши контакты и связаться с вами. Не наносите имя вашего ребенка на его одежду, игрушки и рюкзаки, где его могут увидеть другие люди. Ребенок склонен меньше бояться того, кто знает его имя. Не облегчайте задачу похитителя!
  2. Всегда имейте при себе фото ребёнка. Желательно менять фотографию каждые 3 месяца. Ребёнок на ней должен быть в повседневной одежде. Фотография поможет быстрее приступить к поискам ребенка, не тратя времени на описание его внешности.
  3. Если собираетесь посетить место с большим скоплением людей или выехать на природу одевайте ребенка поярче, чтобы быстро заметить своего ребенка в толпе или издалека. Наденьте хотя бы одну яркую вещь – куртку, футболку или кепку. Хорошо заметны ярко-желтый, оранжевый и желто-зеленый цвета, а также красный и ярко-розовый. Яркая одежда также служит хорошим опознавательным знаком для поисков ребенка.
  4. В магазинах, торговых центрах, на площадях договоритесь с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется. Пусть малыш сам выберет это место. Это может быть детская площадка, фонтан, каток, кафе, магазин с яркой витриной. То, место, которое ребёнок сможет легко найти.
  5. Маленькие дети должны четко уяснить и запомнить: если потерялся – стой там, где стоишь. Родители же в первую очередь должны «пойти назад по своим следам» — пройти назад тем же маршрутом, каким пришли до момента обнаружения исчезновения ребенка. Если вы заметили ребенка, не зовите его. Вокруг может быть шумно, и поэтому мамин крик может послышаться ребенку совсем с другой стороны, и он может побежать в противоположную от родителей сторону. Поэтому постарайтесь не терять его из виду и продвигайтесь к нему. Если же через 5 минут за ребёнком никто не пришёл, тогда он может сам идти к условленному месту встречи.
  6. Специалисты не советуют пугать ребенка страшным «дядей полицейским», «чужой тетей», так как, оказавшись один, ребенок просто не сможет обратиться за помощью ни к людям в форме, ни просто к прохожим. Чтобы помочь малышу преодолеть страх перед незнакомыми людьми, предложите ему в магазине в вашем присутствии спросить что-нибудь у охранника – например, где находится кафе или фонтан. Правило: «Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!» не работает хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется обратиться за помощью к незнакомым людям.

В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?

Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.

Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу. Большинство мужчин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать потерявшемуся в магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью. В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.

«Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине» — это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.

  • Если к нему сам подошел посторонний и предлагает пойти с ним искать родителей, ребенок должен сказать, что он будет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом по радио, если он в торговом центре. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники, они тут же окружат вашего ребенка лаской и заботой, предлагая ему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей (ребенок может быть использован в качестве приманки). Ребенку могут сказать, что они знают, где он живет, так как видели его не раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой. На все предложения ваше чадо должно ответить: «Нет! Я буду ждать здесь своих родителей!»

Если же незнакомцы пытаются силком увести ребенка, он может просто кричать: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!» или «Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа (Это не моя мама)! Помогите! Пожар!» — эти слова ребенок должен помнить.

В этом случае прохожие поймут, что на их глазах происходит не семейная сцена, а похищение ребенка. Они либо вступятся, либо запомнят ребенка и нападавших на него людей. Услышав такие крики, злоумышленник может просто отпустить ребенка, поскольку похищение становится слишком рискованным.

Во всех других он, как большой, должен проявить твердость: “Нет! Я никуда не пойду, я буду ждать маму и папу здесь!”

Ребенка нужно научить кричать, если его куда-то тащат. Если он не будет шуметь и привлекать к себе внимание, то шансы на его возвращение могут стать мизерными.

Охранник может предложить ребенку пройти в комнату охраны, но ребенок не должен никуда уходить. Оставаясь на виду большого количества людей, он будет в большей безопасности, и его скорее могут найти. Если же времени прошло много, ребенок может подойти к комнате охраны и, не заходя внутрь, находясь в относительной безопасности, ждать результатов поисков.

  • Если ребенок потерялся где-то на улице, то должен знать, что обратиться за помощью он может в любое учреждение – магазин, аптеку, кинотеатр, поликлинику. Если малыш не умеет читать, то тогда учите ориентироваться по изображению на вывесках. Заходить ребенку в квартиры посторонних людей нельзя ни при каких обстоятельствах, даже, если они предлагают оттуда позвонить родителям.
  • Научите ребенка добираться домой на пассажирском транспорте самостоятельно. Для этого нужно обращать внимание на номер маршрутного автобуса, количество остановок от наиболее посещаемого места до дома. Также родители проезжая с ребёнком должны обратить внимание на пейзаж за окном, знать название нужной остановки, в какую сторону от остановки идти.
  • Изучайте с ребенком атлас или карту вашего города, учите его ориентироваться в хитросплетениях улиц сначала в теории, на карте, а потом уже на этих самых улицах. Город можно изучать, делая небольшие вылазки с ребёнком по разным маршрутам до ключевых мест, куда ребёнок ходит чаще всего. Это может быть школа, или магазин игрушек. Затем придумайте игру, в которой необходимо будет добраться до клада или посчитать сколько шагов до вон того зеленого дома или до вон того магазина. Можно даже нарисовать карту и пометить ключевую точку пиратским крестом.

Ваш ребёнок должен будет дойти до контрольной точки и вернуться обратно сам. В следующий раз клад будет ждать его уже в другом месте и так далее. Если ваш ребёнок пошел в первый класс, то желательно сделать памятку, где в виде плана прорисовать путь от дома до школы. Обязательно указать места безопасного перехода через проезжую часть.

  1. При обсуждении правил лучше показать их целесообразность, а не только категоричность. Вместо совета: «Обратись к полицейскому!» лучше спросите: «А почему лучше обратиться к полицейскому, чем к случайному прохожему?» или «Почему нельзя уходить с места, где потерялся, ведь так же можно быстрее найтись?» Пусть ребёнок сам, но с небольшими подсказками взрослого, разберётся, почему в опасной ситуации поступать надо именно так, а не иначе.
  2. Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности. Напоминайте иногда: «Мы не забыли выбрать место встречи? Твой телефон заряжен? Где здесь настоящие охранники?» Такие вопросы позволят ребенку всегда быть «в тонусе». В итоге он все это с удовольствием будет делать сам. В том же случае, если он действительно потеряется, он будет действовать уверенно и результативно.

Что делать родителям, если ребенок все-таки потерялся

  • Позовите малыша, быстро осмотритесь вокруг, и если ребенок не найден, обратитесь за помощью к персоналу, прохожим. Не уходите слишком далеко от места, где вы последний раз видели своего ребенка. В большинстве случаев ребенок находится все еще где-то поблизости.
  • Если вы договорились о месте встречи, тут же продвигайтесь туда. Родители должны двигаться к месту встречи по маршруту, которым только что двигались вместе с ребенком. Если народу очень много, ребенок должен звать: «Мама! Папа!» По голосу родители могут моментально обнаружить потерявшееся чадо.
  • Если вас двое, один идет к месту встречи, другой идет к администратору или организаторам мероприятия и просит объявить, где вы ждете своего ребенка.
  • Продвигаясь к месту встречи, показывайте фотографии ребенка окружающим вас людям, спрашивая, не видели ли они его.
  • Но если ребенок не находится за 20-30 минут, обратитесь в полицию. Лучше перестраховаться, чем потерять драгоценное время, в течение которого ребенок может пострадать морально или физически.
  • Если ребенок ушел в город гулять и не вернулся, прошло несколько часов, а от ребенка нет никаких известий — начните поиски сразу же, допустив не более чем часовую задержку. Для начала пройдитесь по записной книжке: вдруг он засиделся у друзей? Затем идет менее приятная часть — больницы. Ребенок не вернулся, а по всем телефонам вам ответили отрицательно… Будьте оптимистами — порадуйтесь, что обошлось без посещения больниц и моргов, и отправляйтесь в полицию с заявлением о пропаже ребенка и его фотографией. Кстати, не забывайте, что кто-нибудь обязательно должен остаться дежурить на телефоне! Затем — если вы знаете, где ребенок точно успел побывать, а у знакомых есть собака, обученная искать по запаху, — всей компанией отправляйтесь на “место Х” с детскими вещами и кинологом. Обходите планомерно подъезды, подвалы, подворотни, закоулки, заглядывайте даже в канализационные люки!
  • Сообщите о пропаже ребенка во все возможные СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). Вероятно, раздастся звонок и некто сообщит, что видел вашего ребенка. Не кидайтесь среди ночи на поиски. Чтобы не терять время зря, подготовьте ряд вопросов-проверок (бывает, что звонят жестокие шутники или просто видели похожего ребёнка).

И помните о том, что совершенно неважно, пропал ребенок в Минске, либо в маленьком городке, очень эффективно работает следующее правило – чем больше людей знают о происшествии, тем эффективнее поиск малыша.

После того как ребенок нашелся

Ваш ребенок нашелся. Проблема быстро решилась (малыш просто “завис” у прилавка с игрушками в толпе разновозрастных детей). Не ругайте его: он и так получил серьезную травму и очень боится вашего гнева. Обнимите ребенка. Крепко, искренне и молча. Почувствуйте его, подышите немного вместе, посмотрите в глаза, погладьте по спинке. Такие объятия успокоят вас обоих. Помогите ребенку выразить пережитые чувства. «Ты испугался? А чего? Ты боялся, что я тебя не найду? Ты рассердился? Ты растерялся?». Малыш не всегда может словами описать свои чувства, и помощь родителей оказывается просто незаменима. Расскажите о своих чувствах — но спокойно и без трагизма.

Помогите ребенку осознать, что он сделал правильно. «Ты молодец, что стоял на месте и ждал меня. Правильно, что попросил помочь продавца, а не незнакомого дядю» и так далее. Это важно для ребенка — понять, что он сам тоже способен о себе позаботиться, что он сам может в какой-то мере влиять на события, поверить в свои силы.

Очень часто ребенок даже не понимает, что потерялся! Или думает, что потерялась именно мама. Похвалите его, если он в точности следовал вашим предписаниям. Если же ребенок не следовал вашим инструкциям, разберите с ним случившуюся ситуацию и объясните ему, что же он сделал неправильно. Но делайте это не сразу, в порыве чувств, на месте трагедии, а позже, в спокойной обстановке. Поговорите о том, что послужило причиной сложившейся ситуации, какие ошибки допустил ребенок, обсудить случившееся. Проанализируйте, правильно или нет вы выбрали место для встречи, и почему ваш ребенок сразу не смог его найти.

В будущем ребенок постарается избегать повторения случившегося и сможет поступить правильно.